Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Иметь десять торговых точек — это одно из условий, чтобы продавать лекарства через интернет. Правила устанавливает постановление Правительства № 697. Оспорить норму попытался дистрибьютор товаров из Санкт-Петербурга. Он посчитал, что этот критерий создает монополию для крупных фирм и никак не влияет на качество медикаментов. 2 декабря спор рассмотрела коллегия по административным делам ВС.

Президент России Владимир Путин подписал закон об онлайн-продаже лекарств. Изменения вступили в силу 12 апреля 2019 года, после этого Правительство утвердило правила выдачи разрешения для торговли медикаментами через интернет. Для этого надо отвечать всем установленным требованиям: у компании должен быть сайт, собственная курьерская служба, электронная система платежей, помещения для хранения препаратов и оборудования и так далее. Подп. «а» п. 5 постановления от 16 мая года 2020 №697 устанавливает, что разрешение может получить только та организация, которая имеет больше десяти точек, занимающихся фармдеятельностью.

Именно с этой нормой не согласилась петербургская компания «Энерго», дистрибьютор продуктов питания и непродовольственных товаров. Общество сотрудничает как с федеральными сетевыми магазинами, так и с оптовыми точками и фармкомпаниями. Фирма с 2016 года имеет бессрочную лицензию, на основании которой продают медикаменты. Дистрибьютор подходит по всем критериям (установленном в постановлении), кроме одного: имеет не десять, а только две розничные точки.

Общество обратилось с административным иском в Верховный суд и просило признать незаконным пункт, который содержит это требование (Дело № АКПИ20-604). 2 декабря 2020 года спор рассмотрела коллегия по административным делам ВС. В процессе председательствовал Николай Романенков. На заседание пришел представитель общества "Торговый дом "Энерго" Роман Коваль, явились и представители Правительства (Минздрава) и Генпрокуратуры.

«Критерий с потолка»?

«Десять мест осуществления фармдеятельности не могут быть критерием для получения разрешения торговать дистанционно», — начал представитель административного истца Коваль. По его словам, это условие создает монополию на торговлю препаратами в интернете. Кроме того, не указано, где должны находится эти точки: все десять в одном регионе или на всей территории страны. Коваль заявил, что такой критерий не влияет ни на качество товара, ни на добросовестность компании: «Этот критерий взят с потолка», — закончил представитель общества.

В этом сюжете

    Маркировки, ценники, патенты: что беспокоит фармрынок в 2020 году
    27 октября, 18:11

— Согласны, что в дистанционной торговле могут быть особенности, которое вправе устанавливать Правительство? — обратилась к Ковалю представитель Генпрокуратуры.

— Оно может установить те особенности, которые не противоречат закону. Основной критерий был — соответствующая лицензия. У нас есть лицензия. Остальные критерии хоть как-то относятся к фармдеятельности: склад, холодильное оборудование. Но десять мест — это явно дискриминационные условия, — ответил представитель торгового дома «Энерго».

Представитель административного ответчика парировал, что в силу ч. 1.1 ст. 55 Закона об обращении лекарственных средств («Порядок розничной торговли лекарственными препаратами») порядок выдачи разрешения на онлайн-продажу лекарств устанавливает Правительство. То есть, определяя критерии для таких компаний, оно действовало в рамках своих полномочий.

Мелкие чаще нарушают

При определении количества торговых точек правительство исходило из данных Росздравнадзора, объяснил представитель Минздрава. По итогам 2019 ведомство установило, что  лицензионные требования чаще нарушают мелкие сети, где насчитывается меньше десяти точек. Например, в прошлом году у более крупных выявлено 172 нарушения, а у мелких — 871. «То есть в восемь раз больше нарушений. Поэтому и такое решение», — заключил представитель административного ответчика.

— А кто придумал эти десять? Почему не восемь, не одиннадцать? Или у вас там в недрах родилось? — обратился председательствующий к представителю ответчика.

Тот объяснил, что Росздравнадзор при проверках так разделяет компании: свыше десяти торговых точек и меньше десяти аптек.

— При торговле дистанционным способом покупатель непосредственно в аптеку не приходит, все заказывает через интернет. Исходя из этого аспекта, для чего нужно аптечным организациям иметь десять мест осуществления фармацевтической деятельности. В чем логика? — спросил уже Коваль.

— Все эти требования в совокупности для получения разрешения для обеспечения прав потребителя, — ответил представитель Минздрава.

Практика Фармбанкротство: главные дела индустрии

Он указал, что пока преждевременно говорить о практике применения оспариваемых положений. Минздрав проведет мониторинг выдачи разрешений на дистанционную продажу лекарств за полгода и тогда не исключено, что некоторые критерии изменят. «Сейчас все требования направлены на то, чтобы повысить ответственность аптечных организаций, не допустить на рынок некачественные препараты», — уточнил представитель ответчика. Коваль возразил, что не понимает, как качество препарата может быть связано с требованием иметь десять точек.

В конце Генпрокуратура дала свое заключение, по мнению надзорного ведомства оснований для удовлетворения иска нет, так как норма не противоречит ни одному нормативному акту.  Тройка ненадолго удалилась в совещательную комнату, а после огласила свое решение: в иске торговому дому "Энерго" отказать.

Источник: pravo.ru